Обережная кукла Кувадка (Куватка)

 Копирование материалов –

только при согласовании и указании ссылки на сайт.

Спасибо за понимание! 

 

Немного истории...   

В древности существовал такой обряд «кувады», магия которого связывалась с таинством рождения ребенка. По верованиям наших предков, зарождение ребенка воспринималась как милость и расположение божественных сил, а с другой стороны, сам процесс рождения связывался с чем-то греховным (эта мысль долгие столетия навязывалась христианством - в ведической традиции нет ничего подобного! - прим.автора сайта). После родов роженица и повитухи совершали обряды очищения. Отцу ребенка отводилась активная роль – он присутствовал при рождении и обеспечивал защиту от нечистой силы, совершая магические обрядовые действия – «куваду».

      В предбанник выставлялось лукошко с куриными яйцами. Мужчина садился на лукошко, делая вид, что высиживает яйца (по поверьям, яйцо являлось первоосновой жизни). Громкими неистовыми воплями, подражая крикам роженицы, мужчина выманивал злых духов в предбанник.
     Поскольку рожала женщина в бане, то муж разными действиями выманивал злых духов в предбанник, где были развешаны обрядовые куклы. Верили, что в эти первые попавшиеся на глаза неодушевленные образы людей и вселялись злые духи. Самого младенца прятали в чулане, а мужу подкладывали спеленутую куклу.

      Чтобы понадежнее обмануть злых духов, в некоторых деревнях сразу после родов женщины переодевались в мужнину одежду и начинали вести домашнее хозяйство, а мужчины чуть ли не целую неделю, до крещения младенца в церкви, пролеживали в постели с тряпичной куклой.

После родов куклы сжигались во время обряда очищения.
      К концу 19 в. истоки обряда окончательно утратились и забылись, а куклы остались. Но направленность их магического действия изменилась: теперь они вывешивались над колыбелью после крещения младенца, все так же оберегая его от неисчислимых козней злых духов.

      В некоторых губерниях за две недели до рождения ребёнка будущая мать помещала такую куклу - оберег в колыбель. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на этих маленьких  куколок и спокойно играл. Как правило, эти игрушки были небольшого размера и все разных цветов, это развивало зрение младенца
      Эти куклы очень просты в изготовлении. Обычно в связке бывает от 3 до 5 куколок из разноцветной ткани, куколки заменяли погремушки.

 (Информация о Кувадках - из книги Котовых).

 Взято здесь: Авторский проект RUKUKLA.RU

      Куклы использовались для семейных и общественных обрядов. Ритуальную куклу, на которую заговорено заклинание тщательно берегли. Ей отводили сокровенное специальное место, ставили в красный угол. По народным поверьям оберегающие куклы несли в себе доброе начало, охраняли от темных сил, ссор, болезней.

       У наших предков тряпичные куклы бытовали как обрядовые куклы и как игрушки, через которые дети знакомились с укладом жизни и получали космогонические, нравственные, символические и мифологические знания.

       Спиральность мира, его развития символизирует полоска ткани, свернутая как спираль «скрутка». Интересно, что рушники, половики, свитки хранятся в скрученном виде. Пеленание ребенка. В этом находят свое отражение представления о структуре тонких тел человека, ДНК, демонстрируется спиральность многих явлений в окружающем мире. А если вспомнить пеленание новорожденного ребенка, которое сразу же наполняется не только разумностью действий, но и мифологической символикой.

       В таких примерах прослеживается многослойность традиционной культуры. Иначе говоря, дублирование знаний о мире (жизненно необходимых) в разных формах.

       Архаическое сознание – неразделенное по сути, магическое, легкое общение со своим подсознанием.

Рукоделие – в архаическом сознании - творение мира. Из хаоса получается упорядоченное (социализированное) пространство.

      По законам народной жизни отслужившая вещь вновь включалась в круговорот жизни. Целые куски изношенной одежды использовали для изготовления кукол. Считается, что ношеная ткань несет в себе часть жизненной силы человека ее носившего. Сам процесс изготовления текстильной куклы символизирует выделение предмета из мира природы. Изношенные вещи рвали на аккуратные полосы, квадраты, олицетворяя переход от хаоса к порядку. Куски ткани складываются в систему, что придает изделию целостность. Края не обработаны – подчеркивается связь с хаосом.

      Куклу легко изготовить, но легко и разобрать на тряпочки (человек приходит в этот мир и уходит из него легко и на время).

       Кукла – в мифологическом сознании магический предмет, посредник общения между человеком и иным миром.

Особенности текстильной куклы:

 

- Выполняется скручиванием полосок ткани: русское слово «кукла» родственно греческому «киклос» (круг) и означает нечто свернутое.

 

- натуральные материалы: лен, куделя, палочки лесных деревьев (фен-шуй), солома, лыко, трава, березовое полено

 

- куски своей ношеной (счастливой) одежды;

 

- делается без иголки и ножниц - «не коланная, не резанная»; все составные части крепятся нитками, поясками.

 

- легко делается – легко разбирается; священен сам предмет, когда наполнен символикой.

 

- безликость, чтобы не вселился дух иного мира. Безликость — это следы древней «обережной» роли куклы, когда игрушку боялись полностью уподобить человеку. По народным поверьям, кукла с лицом как бы обретала душу и становилась опасной для ребёнка, а безликая считалась предметом неодушевлённым и не могла ему повредить, она не может быть двойником какого-либо человека и никто не может причинить зло через эту куклу.

 «Нет лица – чтобы не увидела, нет рук – чтобы не схватила, нет ног – чтобы не догнала».

 

- соизмеримость руке изготовителя (в ладонь и в локоть) (соответствие именно этому человеку),

 

- используются ткани трех цветов – белого, красного и черного.

 

Обрядовые куклы выполняются из старой поношенной одежды и природных материалов, которые приносятся главным образом из леса: ветка дерева, лоза, трава, цветы, солома. И это не случайно, потому что лес - это среда обитания славянина-предка. Вспомните: ведь в волшебных сказках герои обязательно попадают в лес. Именно там, в лесу они проходят испытания чести, выдержки, отваги и сообразительности. Именно там живет Баба-яга, которая сначала соответственно проверяет героя, а только потом помогает: дает ему в руки путеводный клубок и снабжает мудрыми советами.

 

Куколка в изготовлении очень проста. На её основе можно мастерить кукол-женщин и мужчин или деток. Размер куколки можно выбрать любой, начиная с мизинчика...

Для работы нам понадобятся:

  • лоскутки натуральных тканей, желательно х/б ( белого, бежевого или персикового цвета для туловища куколки, яркие лоскуты с мелким рисунком для одежды)
  • шитьё, прошва, кружево 
  • различная отделочная тесьма, атласные ленточки разного цвета и ширины
  • нитки, иголки, ножницы

        Куколку начинаем мастерить с туловища. Для этого берём х/б ткань белого, розового, бежевого или персикового (ближе к телесному) цвета. Традиционно используем старую, ношенную ткань. Поскольку с таким материалом работать несколько сложно, он мягкий, не держит форму, то я его немного укрепляю.

      Клей ПВА  и воду смешиваем в пропорции: 1 часть клея и 3 части воды, замачиваем в этот раствор лоскуты ткани, с которыми планируем работать. После того, как ткань хорошо намокнет и пропитается этим раствором, отжимаем её, слегка просушиваем и во влажном состоянии доводим до полного высыхания с помощью утюга. Ткань может прилипать к подошве утюга, поэтому данную процедуру проделываем через проутюжильник (пелёночка, марлечка). После высыхания ткань становится плотной, хорошо держит форму и практически не осыпается на краях - работать с таким материалом очень удобно. Оставшийся раствор клея можно хранить в холодильнике и использовать многократно.  Кто-то предпочитает в подобных ситуациях крахмал. Как кому удобно.  А что касается клея, то его количество в растворе можно как увеличивать, так и уменьшать, в зависимости от того, какой плотности ткань вы хотите получить. Цвет ткани после обработки таким раствором не меняется.

      Для изготовления туловища куколки все куски ткани отрываем.

      Скручиваем две скатки: побольше скатка - туловище, поменьше - руки. Длина скатки для туловища должна ровнятьтся : рост куколки X 2. Длина ручек составляет примерно 1/3 от длины скатки для туловища (фото №1, слева). Толщину скаток определяем "на глазок":  кому-то нравятся куколки - "пышечки", а кому-то "стройняшки".

      Далее, для туловища , складываем скатку пополам (фото№2).

       Прочной ниткой туго перетягиваем полученную деталь, разделяя её таким образом на 2 части: голова и туловище. Нитку закручиваем по часовой стрелке, завязываем на 2-3 узелка. Желательно, чтобы нитка была в цвет ткани (фото №3). 

      Если ткань с краёв осыпается, выдерните с каждой стороы по 3-4 нитки. Образовавшаяся бахрома не даст в дальнейшем ткани осыпаться. 


      Между двумя половинками туловища вставляем куколке руки, располагая их как можно ближе к шее.

  Сразу под ручками ниткой туго перетягиваем талию. Делаем это так же, как шею.

  Оформляем ручки. С обеих сторон отступаем от краёв примерно на 1см (получается что-то вроде кулачков, или, как оборка на рукавах. Это кто как фантазирует.) и туго скручиваем ниткой. Если нитку затягивать не туго, то кукла получается бесформенная, как бы "рыхлая".

      Туловище готово, а вместе с ним мы получаем один из сильнейших обереговых символов - крест.

      Делаем волосы.

        Для изготовления волос мы используем натуральные материалы по выбору и возможности:

  • нитки х/б 
  • нитки "Мулине"
  • нитки "Ирис"
  • вышивальный шёлк
  • лён

Поскольку косы у куколки должны быть длинными, то для этого используем какую-нибудь книгу, журнал с плотной обложкой. Нитки наматываем по кругу, плотно друг к другу. Во время наматывания нитки не нужно туго натягивать, иначе их будет трудно снимать с обложки.

      Цвет ниток подбираем соответственно выбранному цвету волос: оранжевый (рыжий), жёлтый, золотой, коричневый. Можно использовать чёрный, но я не люблю у кукол этот цвет. Как-то не позитивно получается... Хотя...дело вкуса.

     Длину кос делаем по желанию. Чем длиннее, тем красивее.

      Снимаем намотанные нитки с обложки очень аккуратно, чтобы они между собой не перепутались. Подхватываем посередине ниточкой того же цвета и завязываем на пару узелков.

      Снизу нитки разрезаем так, чтобы их длина с обеих сторон была одинаковой. Так мы получаем две пряди на две косы.

 

Выглядит это примерно так.

Способ №1.

        Заплетаем косы с проборчиком посередине головы. Ничего не пришиваем!

          Укладываем "волосы" проборчиком точно посередине головы куколки. Выравниваем пряди.

Пропускаем левую прядь вправо, а правую, соответственно, влево. На фото это хорошо видно.

Заплетаем косы.

Поскольку голову куколки мы покрываем платком, то с затылочной части головы волосы делать не нужно.

На конце косы подравниваем  и перевязываем сначала ниткой, а  потом, когда наряд кукле сошьём, ленточку подберём подходящего цвета.

Вот такая получается причёска!

Способ №2.

Этот способ ещё проще. Из ниток или пряжи заплетаем одну длинную косу, пропускаем её внутри головы куколки.

Наряжаем куколку.

      Можно нарвать разноцветных лоскутов прямоугольной формы, подобрать к ним тесьму или ленточки. Аккуратно обернуть туловище куколки лоскутами, как бы рубаха, нижняя  юбка, фартук...Подвяжем тесьмой или ленточкой. Повяжем платочек. При таком подходе мы вообще иголку с ниткой в руки не берём. Наряд, в таком случае, получается, очень скромный.

       Другой вариант, это сшить наряд обычным, традиционным способом, используя нитки, иголки, швейную машину. Ведь саму куколку в этом случае мы резать или колоть не будем.

      Для нижней юбки используем тонкую х/б ткань, желательно белого цвета. Пришиваем оборку, украшаем тесьмой. Обрабатывать или нет срезы ткани от осыпания - дело вкуса. Кому-то нравится, а кому-то и нет. Ширину юбки делаем по желанию и по количеству ткани. Верхний срез присобираем на двойную нитку. Шов "вперёд иголку", длина стежков не менее 0,5см.

Одеваем на куколку юбочку, туго обвязываем вокруг талии и завязываем нитки на 2-3 узелка. Лиф тоже можно оформить кусочком тесьмы, края которой аккуратно заправляются с обеих сторон.

      Шьём нарядную верхнюю юбку, украшаем её лентами, тесьмой. Закрепляеи её на талии так же, как и нижнюю юбку. Чтобы украсить рукава, сшиваем тесьму в виде колечек и затем одеваем их на рукава.

      На голову повязываем платок. Наряд готов.