Делаем искусственные деревья.

Копирование, публикация и распространение материалов  

http://akademijaumelieruki2012.jimdo.com  возможны только с разрешения автора и владельца сайта. 

Бонсай - деревья в плошках

(http://moikompas.ru/compas/bonsai)


 Слово "бонсай" - японского происхождения, оно означает растение (sai) в низком контейнере (bon). Но не каждое деревце в низком контейнере - бонсай. Понятие это достаточно определенно. Бонсай означает не просто карликовое растение, а культуру его выведения на подносе или в неглубоком горшке, блюде, поддоне. Настоящий бонсай - это произведение искусства, созданное художником, который использовал живой материал и следовал определенным правилам для воссоздания и идеализации живой природы. 

Искусство, являющееся результатом традиционного китайского и японского миропонимания, заинтересовало современного человека, втянутого в такой быстрый, а иногда стремительный темп жизни, что почти не остается времени для размышлений. В тем большей степени минуты спокойствия становятся для всех нас совершенно необходимой составной частью духовной гигиены.

Бонсай зародился свыше тысячи лет назад в Китае, но именно в Японии этот метод развивался и вырос до уровня изящного искусства. В японском языке слово "бонсай" означает не просто карликовое растение, а культуру его выведения на подносе или в неглубоком горшке, блюде, поддоне.

В течение многих столетий японцы жили в богатой природной среде и в условиях непрерывной смены времён года, что выработало в них способность и желание воспроизвести рукотворное создание соответствующих пейзажей в миниатюре. Созерцание бонсай давало возможность насладиться зрелищем, очень похожим на большой пейзаж на открытом воздухе. Карликовое дерево—это нечто большее, чем просто комнатная растительность, выращиваемая ради красивых листьев и цветов.

Никто не знает, когда в Японии вырастили первый бонсай. Один свиток начала 14-го столетия изображает людей, восхищающихся комнатным растением, похожим на карликовое дерево. В те времена бонсай был увлечением аристократов, буддийского духовенства и высокопоставленных самураев.

К началу 17-го столетия, тем не менее, уже многие люди в Эдо (современный Токио) выращивали в плошках деревья и другие растения. Но только примерно в конце 18-го века люди стали превращать карликовые деревья в произведения искусства. Вскоре энтузиасты начали проводить большие выставки карликовых деревьев и вводить новые методы их выращивания.

Бонсаи, бесспорно, очень красивый вид искусства, но он требует опыта, невероятного терпения, а результат, к сожалению, получается не всегда такой, какой хотелось бы. 

Исходя из того, какой материал для творчества у вас есть под рукой, что вы можете заготовить и приобрести, можно сделать замечательные "бонсайки" своими руками, используя природный или искусственный материал.

Фото с благодарностью взято здесь: http://allday.ru/index.php?do=tags&tag=%C1%EE%ED%F1%E0%E9#.T_PfncoZk0k

Бонсаи из природного материала.

Для работы нам необходимо иметь:

  • небольшие коряги
  • сухие соцветия гортензии или клоповника
  • гипс
  • клей ПВА
  • камешки разного размера и формы (можно дренажные)
  • термопистолет или клей "Дракон" ("Титан")
  • мох
  • акриловую краску в аэрозоли
  • акриловый лак в аэрозоли
  •  мелкую, небольшую плошку для самой композиции
  • ножницы, кусачки
  •  пластилин

Вот такую осенюю композицию можно сделать достаточно быстро при минимальных затратах.

  1. Собираем и сушим соцветия гортензии. Делать это лучше в конце лета, когда гортензия выбрасывает почти бесцветные гроздья цветов, точнее сказать, они такие, какие-то зеленоватые... 

Ранние, разноцветные, соцветия быстро вянут, не сохраняя свою форму, а вот зелёные, я из нарезаю в конце августа-сентябре, сохраняются очень хорошо.

Внутри "шапок" огромное количество насекомых: пауки, муравьи и прочие букашки, поэтому, прежде чем засушить я эти "шапки обрабатываю. Намочить ватку в нашатырный спирт, положить её в целлофановый пакет и туда же отправить все собранные соцветия.  Пакет туго завязать.  За 2-3 часа всё будет очищено. Это, конечно, не гуманно, но букашки в доме-не лучшие соседи.  Можно и проще. Срезанные "шапки" цветов подвесить где-нибудь на улице, на сквозняке. Они будут сохнуть, ну и все обитатели оттуда постепенно уйдут, хотя, должна сказать, что всякие паучки в этом плане, крайне настырны.

"Шапки" гортензии могут быть самых невероятных форм и размеров.

Сохнет гортензия быстро, через 3-4 дня её можно использовать в работе.

 

       2. Пока гортензия сохнет, подготовим плошку.  Тут можно использовать много чего. Вполне подойдёт старая пепельница, кое-что из одноразовой посуды, небольшие салатники, а если есть виниловые пластинки, то из них можно сделать очень даже красивое кашпо, в котором мы и будем "выращивать" свой бонсай.

Чтобы у пластинки получились загнутые волнистые края, я делаю следующее:

  • Надеть перчатки (как для технических работ, но не резиновые)! Будет горячо.
  • через отверстие в пластинке просовываю длинный гвоздь с большой шляпкой. Пластинка как бы повисает на этой шляпке.
  • над электрической или газовой плитой разогреваю поверхность пластинки.  Близко к огню на держать!  
  • поверхность нагревается достаточно быстро и начинает провисать, образовывая фалды. 
  • быстро снимаю пластинку с гвоздя и надеваю на какую-нибудь подходящую форму (перевёрнутая вверх дном банка или кастрюлька, что подойдёт по задуманному размеру). 
  • пока пластинка горячая, формирую её края. Загибаю, растягиваю и т.д.

  Остывает пластинка быстро. После того, как ей придали форму, отверстие посередине можно заклеить, тут способов много.

Небольшая подборка фото для наглядности. Этот мастер-класс нашла на сайте 

http://madam-flower.net/157-gorshochki-dlya-cvetov-iz-vinilovyx-diskov.html

Декорировать кашпо или нет, решать вам.

       3. Сухие "шапки" гортензии закрепляем на коряжках. Делать это по-разному.

  • на верхушке коряжки закрепить пластилиновый или пенопластовый шарик, небольшой (примерно, как шарик для пинг-понга, даже чуть меньше). Просто как бы нахлобучиваем этот шарик на конец коряги. В него вставляем шапку гортензии. Пенопласт держит лучше, а пластилин на жаре "плывёт" и это не совсем удобно.
  • можно верхушку коряги немного расщепить и в эту трещину вставить соцветие, предварительно обработав часть стебля клеем "Дракон". Держится хорошо и само крепление почти не заметно. 
  • можно детали соединить с помощью термопистолета.

Каждый выбирает то, что ему наиболее удобно.

 

       4. Закрепляем получившиеся деревца в основе. Для этого я беру небольшую пластиковую ёмкость. Размер её должен быть таким, чтобы в него помещался кулак. Заливаю ёмкость гипсом. Пропорции - на глазок. Делаю не сильно жидкий, добавляю немного поваренной соли, чтобы он быстро "схватился". Когда гипс станет по консистенции, как сметана, вставляю в него деревца, чуть придерживаю. Совсем скоро гипс затвердевает.

       5. Далее всё быстро и просто. Гипс с деревцами вынимаю из пластиковой основы и укладываю посередине подготовленного кашпо из пластинки. Мелкие коряжки и разные камешки готовим для декора заранее.

Вновь разводим гипс, можно с солью и понемногу начинаем его выливать на нашу заготовку с деревьями. Можно это делать послойно.

-первый слой просто для закрепления

-второй наливаем на чуть "схватившийся" первый

-льём слой за слоем, добиваясь желаемой формы и рельефа (много не наливаем, а то утопим наш бонсай!). Кашпо с гипсом будет достаточно тёплым наощупь. Это нормально. Такая реакция у гипса.

Самый последний слой декорируем, пока не застыл. Размещаем разные небольшие коряжки, камешки, стёклышки или ракушки. Это по желанию. Можно вообще верхний слой закрыть лоскутами мха вперемежку с камешками разного размера.

       6. Теперь всё тщательно просушиваем. Гипс сохнет несколько дней.  При полном высыхании он становится абсолютно белым и, естественно, холодным. Остаётся нашу композицию покрасить.

Природный материал кисточкой не покрасишь. Я использую аэрозольную краску в баллончиках и такой же бесцветный лак. Купить это можно в любом автомагазине.  Название у краски может быть какое угодно, это не столь важно, лишь бы по цене подходило. Краску подбираем желаемых цветов.  У разных цветов краски, соответственно,  разные колпачки, а у лака колпачёк прозрачный.

Краской лучше всего пользоваться на улице, так как в квартире она оседает на всех поверхностях, потом замучаешься всё это отмывать и чистить. Распыляем краску с расстояния 30-40 см. Цвета используем те, что соответствуют нашей задумке.

Последний штрих - лак. Его наносим в 2-3 слоя. Получается очень красиво и ухаживать за лакированными поверхностями  проще. Краска не выгорает. Сама композиция может радовать глаз достаточно долго, если её не ронять. Материал всё таки хрупкий.

Та же технология изготовления, тот же материал, просто другая цветовая гамма.

Бонсаи из сухой травы.

Эта композиция выполнена из самых разных сухих трав.  Само дерево из клоповника.

Немного информации:

 

КЛОПОВНИК МУСОРНЫЙ

 Венички, лихорадочная трава, клоповник сорный

 

 Lepidium ruderale L.

 

 Применяется при импотенции, при женских заболеваниях, кровотечениях, при лихорадке, малярии, как мочегонное, ранозаживляющее, при подагре, бородавках, при импетиго (гнойная сыпь).

 Трава обладает инсектицидным свойствами и применяется для борьбы с клопами.

 Растение малотоксично. Применять с осторожностью.

 Способы приготовления и применения:

Отвар: 2 столовые ложки измельченной сухой травы на 300 мл воды, кипятить 3-4 минуты на слабом огне, настоять 2 часа, процедить. Принимать по 1/4-1/3 стакана 2-3 раза в день.

Растет у дорог, на выгонах, сорных местах, по всей территории России.

 (http://taiga.etnoshop.net/herba/9/herb_327.htm)

 

 Весьма-весьма распространённое растерие. У нас возле гаражей просто лес целый вырастает. Некоторые кусты такие большие и ветвистые, что точь в точь напоминают дерево. Соберём несколько стеблей клоповника в букет. Крона получается достаточно пышная, а вот для ствола тонковато... Ничего. Скрепим стебли в нескольких местах ниткой, чтобы не рассыпались.

Последовательность действий, как и в предыдущем мастер-классе. Просто здесь вместо коряжек мы используем стебли травы, а их соответствующим образом нужно преобразить.

Делаем ствол.

Способ №1. Наносим клей ПВА на скреплённые стебли клоповника и обклеиваем их кусочками туалетной бумаги. Бумагу при этом немного комкаем. После высыхания красим под цвет коры. Получается очень даже похоже.

Способ №2. Из чайной заварки и клея ПВА делаем кашицу и наносим её на стебли (как на фото). После высыхания можно и не красить, вполне похоже и так.

 Дальше выкладываю просто фотографии, по ним вполне понятно, как декорировать эту работу.

Её мудрейшество, Совуня...

Это, конечно, совсем на бонсаи, но композиция делается по такому же принципу, что и наши маленькие деревца. Поэтому я её сюда и поместила.

Пень, на котором сидит сова, это кусок старго трухлявого дерева. Чтобы эта "трухля" окончательно не развалилась, я её на ночь замочила в банке с бесцветным лаком. Она лаком пропиталась и стала прочнее и презентабельнее. Лак потом можно процедить, чтобы убрать из него частички дерева. Для этого вполне подойдут какие-нибудь старые колготки.

Сама композиция подходит больше к оберегам, так как мы её наполняем разными плодами и семенами. Сама сова тоже как символ мудрости, уравновешенности.

Веточки хвои искусственные.

Это обратная сторона композиции. Ягодки я покрасила, а всё остальное натуральное, такое, как есть на самом деле.

Здесь немного орешков, шишечки ольхи.

Этот кустарник называется Нандина. У него для творчества хороши и плоды и листья.  Плоды после высушивания можно красить в любой цвет и использовать в композициях, как поштучно, так и в виде гроздочек. Листья этого кустарника вечнозелёные, очень хорошо сохраняют свою форму и прекрасно окрашиваются хоть гуашью, хоть аэрозольными красками.

Для "Совуньи" я использовала ягоды именно этого кустарника.

Вид сбоку. Здесь всего понемногу. Мелкие коряжки, мох, лишайник, камешки, сухая трава.

Удачи в творчестве!