"Скоро осень, за окнами август"...

"Скоро осень, за окнами август,
От дождя потемнели кусты"... (автор Инна Гофф)
 Да, действительно, скоро осень. Лето промчалось как-то незаметно. Грустно. Но предлагаю сделать вот такую осенне-позитивную вазочку для веток или сухоцветов. Работа выполняется в технике папье-маше, точнее, работа с массой папье-маше.


Немного истории...

Как указывает БСЭ: " Папье-маше (франц. papier mâché), буквально - жёваная бумага), легко поддающаяся формовке масса, получаемая из волокнистых материалов (бумага, картон и др.), обычно с добавлением клеящих веществ, крахмала, гипса и т. д. Из папье-маше изготовляются игрушки, учебные пособия, муляжи, театральная бутафория, ларцы, шкатулки, вазы, украшаемые часто росписью, лакировкой, тиснением "
Папье-маше изобрели в начале 16 века во Франции и использовали первоначально для изготовления кукол.
Говорят, что секрет папье-маше немецкий мастер Фридрих Мюллер узнал у французского солдата (откуда его узнал солдат, история умалчивает). Он тут же сообразил, что теперь не надо изготавливать каждую куклу индивидуально, а можно сделать одну форму и наладить серийный выпуск игрушек. Так была основана немецкая кукольная индустрия.
У папье-маше, по сравнению с деревом, было множество достоинств. Это был, помимо всего прочего, материал недорогой и легкий. Его небольшой вес позволял перевозить изделия в больших количествах. А это было важно, так как немецкие и французские кукольные мастера не только соревновались друг с другом, но и сотрудничали. Немецкие кукольники отправляли во Францию хорошенькие головки из папье-маше. А французы пришивали эти головки к кукольным туловищам из розовой лайки и наряжали кукол в модные платья.
В современных творческих мастерских работу с папье-маше можно разделить на 2 вида. Первый – изготовление объёмных деталей. В данном случае из пластилина или глины лепится основа, которая, затем, обклеивается кусочками тонкой бумаги в несколько слоёв. В качестве клеящего состава, чаще всего, используется мучной клейстер. Далее полученная деталь отделяется от болванки, ещё раз проклеивается и после просушки грунтуется, раскрашивается и лакируется. Таким способом можно сделать всё, что угодно: кукол, посуду, ёлочные украшения, маски и т.д.
Второй вид – это изготовление массы папье – маше. С помощью массы можно имитировать древесную кору, различные ландшафты. Проще сказать – на плоскости, например картинной, создаётся объёмное изображение. Когда масса высыхает, начинается работа красками, чаще гуашью, акриловыми аэрозолями. Закрепляется работа бесцветным лаком, если в этом есть необходимость.

Я с моими учениками много лет работаем с массой папье-маше, делаем красивые объёмные панно, а теперь вот пришла в голову идея, делать вазочки в виде пеньков.
Для работы берём:
*картонная основа для вазы (у меня отрезок тубы, на которую наматывался линолеум, вполне подойдут упаковки от алкогольных напитков)
*клей ПВА

*термопистолет
*гофракартон
*немного мешковины или похожей на неё ткани
*шпагат
 *краска аэрозольная коричневого цвета, акрил или гуашь
 *искусственная зелень и, по возможности, муляжи ягод, фруктов  для декора
 *туалетная бумага или салфетки, или бумажные полотенца для приготовления массы

От картонной тубы отрезаем часть примерно 30-35см в длину. Режется картон сложновато, поэтому стоит запастись терпением и сноровкой.  Такую тубу можно приобрести в любом строймаркете, где торгуют линолеумом. Если с этим проблемы, то вполне можно использовать картонные упаковки от алкогольных напитков или банки из-под корма для попугаев. Они так же вполне подходящего размера и удобны в работе.

Делаем донышко вазы. Из гофракартона вырезаем 3-4 одинаковых круга. Их диаметр должен быть больше, чем диаметр тубы на 3-4см.

Склеиваем их между собой, используя небольшое количество клея ПВА. 

Получаем вот такой картонный "наполеон". Чтобы слои между собой хорошо склеились, неплохо бы положить эти круги подо что-нибудь тяжёлое, ненадолго. А мы тем временем займёмся туловом вазы.

Бумагу для работы берём серую, самую дешёвую. Кто-то использует салфетки или бумажные полотенца. Кому с чем удобнее работается.

Чтобы создать фактурную поверхность, берём клей ПВА и туалетную бумагу. Если клей слишком густой, разведём его немного водой. Дальше всё просто. Отрываем куски бумаги, мочим в клей и быстренько "лепим" на поверхность тубы, слегка комкая. Бумага быстро размягчается и расползается, но это, как раз, нам на руку. Фактурная поверхность формируется быстро. Чем тоньше получится слой будущей коры, тем быстрее он высохнет.

Вот что должно получиться. В процессе работы местами образовываются плешки, но это не страшно, так как всё потом спрячется под краской.

Прежде, чем покрасить наш будущий пень, его поверхность нужно хорошенечко просушить. Солнышко, сквозняк или обогреватель... Смотря в какое время года вы сей шедевр затеете! Зимой, конечно, удобнее обогреватель. 

Высохшая поверхность становится достаточно жёсткой. Теперь красим. Для покраски используем то, что вам удобнее в работе: аэрозоль, акрил, гуашь. Цвет - коричневый.  Если вы используете аэрозольную краску, то её наносят примерно в 3 слоя. Она даёт равномерную, хорошо прокрашенную поверхность, глянцевый блеск и.... получается всё быстро. Вот только запах краски резкий, неплохо бы её использовать на улице. 

Акрил или гуашь обходятся дешевле, но времени на обработку поверхности уйдёт больше и краску сверху нужно закреплять бесцветным лаком. Впрочем, вместо краски можно сразу использовать колерованный лак, под любое дерево в 2-3 слоя. Выбор за вами. 

Готовое тулово приклеиваем к донышку. Стараемся это сделать ровно, посередине.

Донышко декорируем мешковиной. У меня лён с вискозой. Ткань мягкая, пластичная. Деталь из мешковины выкраиваем раза в два больше донышка. Отступив от края на 2-3см прокладываем шов "вперёд иголку", длина стежков примерно 0,5см. Нить, желательно, использовать льняную или тонкий шпагат.

Присобираем, равномерно распределяем складочки.

Остатки ткани туго приматываем шпагатом к тулову вазы.

Должно получиться примерно так.

Основа вазы-пенька готова. Готовимся к декорированию. Я использую как натуральный (природный) материал, так и  искусственный.

Все детали клеим с помощью термопистолета. Это быстро и удобно. Если такового нет, то используем клей "Дракон" или "Титан", можно и "Момент", но с ним осторожно, оставляет пятна.

Далее - пошаговое фото, где можно всё подробно рассмотреть.

В первую очередь клеим крупные детали, а просветы между ними маскируем мелкими листочками и травой.

Большие капли росы - это перламутровые марблс. Их я клеила "Секундой"

Ваза готова! В ней замечательно будут смотреться сухие ветки, колосья, трава. Если хочется поставить в вазу живые цветы, то внутрь вазы поставьте 1/5 литровую бутылку с отрезанным горлышком. Наливайте воду и ставьте цветы. 

На этой вазе поверхность сделана немного по-другому.  Из бумаги и клея замешиваем массу, как сметана и наносим её на поверхность с помощью вилки. Наносим тонким слоем, прижимая зубчики к поверхности.