Техника "мокрая ткань". Мастер-класс.

Убедительная просьба к гостям сайта - при копировании данного материала  указывать  моё   авторство  и ссылку на мой сайт. 

 Большое спасибо за понимание!

Используя свойство ткани красиво и неповторимо драпироваться, создаются замечательные картины и панно с рельефным изображением деревьев, древесной коры, гор, воды. Чтобы драпировки хорошо держались, ткань обрабатывают мучным клейстером. Техника очень простая, недорогая и, заметьте, экологически чистая! Она напоминает работу с кожей, но разница в цене колосальная. Кожа - материал дорогой, да и купить её можно не везде, а ради задуманного панно врядли рискнёшь разобрать на лоскуты свою куртку... Для данной техники нам понадобится ткань из хлопка или смесовая (ситец, бязь, полулён). Проще всего и доступнее ситец. Ткань тонкая, пластичная и недорогая. Ещё лучше использовать ткань старую от постельного белья, пелёнки светлого цвета, без ярко выраженного рисунка и не жаккард.

 

Завариваем клейстер:
1 стакан воды.
1/3 стакана муки.
 В кипящую воду тонкой струйкой сыпем муку при постоянном помешивании венчиком для взбивания и сразу же снимаем с огня. Масса тут же загустевает. Если в процессе заваривания образовались комочки, то клейстер необходимо пропустить  через сито или дуршлаг. После полного остывания клейстер готов к работе.

Можно упростить процедуру заваривания клейстера. Муку развести холодной водой до состояния средней густоты. Закипятить воду и разведённую муку постепенно влить в кипяток, постоянно помешивая. Эффект тот же самый. Комки, как правило, неизбежны, так что при необходимости, полученный клейстер необходимо будет процедить. 

Пока клейстер остывает, приготовим всё, с чем будем работать. 

  • Основа для панно: фанера, лист ДВП, можно даже стекло. Что удобнее.
  • Ткань, как я уже говорила, должна быть не слишком плотной, светлых цветов (белая, жёлтая, св. розовая...), без ярко выраженного рисунка и не жаккард.
  • гуашь или акрил. Можно автоэмаль в баллончиках.
  • природный материал.
  • искусственная зелень.
  • газета, 1-2 штуки.
  • клей ПВА и термопистолет.
  • Бесцветный лак. Желательно в баллончике.

Наша задача - задрапировать ткань так, чтобы получился рельефный берег и  вода. Ткань отмеряем, чтобы она со всех сторон была больше, чем основа где-то сантиметров на 10-15, так как много ткани уходит на саму драпировку и + ещё края нужно подогнуть. 

Закрываем стол клеёнкой, раскладываем на ней ткань и тщательно пропитываем её клейстером. 

Далее выкладываем ткань проклеенной стороной на основу, как это делает моя ученица Кнарик Петросян.

Для рельефного берега ткань комкаем, в результате чего  образовываются складочки и воздушные пузыри. Так и надо. Если нужно берег сделать сильно выступающим, выпуклым, то под ткань снизу подкладываем скомканные куски газеты и потом уже формируем рельеф из ткани и газет вместе взятых. 

Чтобы получить поверхность, похожую на воду, ткань просто слегка прищипываем. 

Верхняя часть - небо. Тут делать, в принципе, ничего не надо. Поверхность аккуратно разравниваем ладошками. Ткань расправляем поочерёдно то по долевой, то по уточной нитям. Поверхность должна получиться идеально ровной, без комочков, складочек и воздушных пузырей.

Оставшиеся свободными края ткани подгибаем со всех сторон назад  под основу. 

Ставим сушить. Для этого нужно хорошо проветриваемое или отапливаемое помещение. В холоде и сырости ткань сохнет долго и, случается, покрывается плесенью, а её закрасить, практически невозможно. 

Когда ткань высыхает, она становится достаточно жёсткой. На ней можно писать, рисовать, наклеивать различный детали. Вообще, "мокрая ткань" прекрасно сочетается с природным материалом. Сюжеты получаются очень красивые, объёмные.

В данном случае тема - Храм на берегу. Наносим на основу рисунок Храма и выполняем аппликацию из крупы. Храм, впрочем, можно просто нарисовать. 

Работаем гуашью или акрилом. Здесь уже конкретно выделяем линию берега, воды, используя светлые оттенки краски. Первый слой краски получается, как бы грунтовочный.

Работать красками по такой поверхности-одно удовольствие!

Готовим материал для дальнейшей работы. Кроны деревьев и островки растительности на берегу, можно сделать из мха. Материал замечательный, но мере высыхания становится пегим и теряет свою красоту. Чтобы этого не произошло, красим мох заранее. Для этого просто незаменима краска в баллончиках. Быстро, ярко, удобно и прокрашивает мох до самой глубины. Проблема лишь в том, что эта краска обладает достаточно резким запахом. Лучше ею пользоваться на улице или в хорошо проветриваемом помещении. Далее, когда работа будет уже закончена, запах краски улетучивается за несколько дней. Это, конечно, не очень приятно, но ради красоты, я думаю, можно потерпеть. Просто какое-то время панно не стоит держать в том месте, где вы отдыхаете или где маленький ребёнок. Пусть выветрится.

Чтобы сделать каменистый бережок, делаем смесь из клея ПВА и мелких камешков. Должна получиться густая кашка белого цвета. Пусть вас это не пугает. После высыхания клей ПВА становится прозрачным.

Раскрашиваем храм. 

Золотим купола.

Наносим кашицу из камешков и клея, докрашиваем воду, берег, небо... Часть берега с камешками можно подкрасить, если нужно.

Для дерева я использовала небольшую веточку, а крону сделала из пустоцвета гортензии, она собралась цвести, да так и не расцвела. Вот для дерева эта гроздочка и пригодилась.

Здесь дерево повыше. Крона из сухой травы, а мох и камешки вдоль берега, ну и основание дерева тоже спрятала подо мхом.

В отдельных местах можно использовать мелкие листочки искусственной зелени, а место склеивания маскируем камешками.

На этом фото очень хорошо виден берег.

Работа готова. Чтобы она сохранилась как можно дольше, воспользуемся бесцветным лаком. Я взяла аэрозольный акриловый бесцветный лак. Глянцевый. Аэрозольный взяла потому, что на природный материал нанести лак касточкой просто невозможно. Распылила его над поверхностью панно несколько раз. Он равномерно ложится на любую поверхность, создавая прочную глянцевую плёнку. Теперь осталось высушить лак, выветрить запах краски и украсить этим панно стену вашей комнаты.

Вот такая работа получилась у Кнарик.