Икона БМ "Умиление"

  

Убедительная просьба к гостям сайта - при копировании данного материала  указывать  моё   авторство  и ссылку на мой сайт. 

 Большое спасибо за понимание!

 

Немного истории...

Икона Божией Матери "Умиление" Серафимо-Дивеевская принадлежала преподобному Серафиму Саровскому, была его келейной иконой. Елеем от лампады, горевшей перед этой святой иконой, Преподобный помазывал больных, которые получали после помазания исцеление. Подвижник называл икону "Умиление" - "Всех радостей Радость", и перед ней он скончался на молитве 2 января 1833 года. После смерти преподобного Серафима Саровского  настоятель о. Нифонт отдал святую икону "Всех радостей Радость" сестрам Дивеевской Серафимовской обители.

( http://days.pravoslavie.ru)

 Сестрам Дивеевского монастыря батюшка постоянно говорил, указывая на икону Умиление: «Поручаю и оставляю вас на попечение вот этой Царицы Небесной». После смерти отца Серафима икона Умиление была передана игуменом Нифонтом, осиротевшим сестрам в женский Дивеевский монастырь, основанный Серафимом Саровским и находившимся под его покровительством. По его благословению икона Умиление стала Верховной игуменьей монастыря, а настоятельницы его назывались наместницами Верховной игуменьи. Их место в соборе Живоначальной Троицы и в зимнем Тихвинском соборе находилось за большим киотом с иконой Умиление. Перед образом всегда теплилась лампада из серебра. Лампада была пожертвована императором Николаем II в октябре 1902 года. На чудотворную икону Умиление в Дивееве сделали серебрянную, золоченую ризу. Еще одну ризу с камнями подарил Николай II при прославлении Преподобного Серафима Саровского. Нимб на подаренной ризе выполнен в виде разливающихся лучей, которые сделаны из жемчуга и драгоценных камней. С чудотворной иконы Умиление дивеевские рукодельницы сделали много копий-списков, некоторые стали чудотворными.

 В 1927 году монастырь в Дивееве закрыли, но игуменья Александра (Траковская) чудотворный образ (икона Умиление) в драгоценном окладе тайно вывезла в Муром. Ризу с иконы она закопала, а чудотворный образ остался вместе с матерью - игуменьей в ее келье.
Монастырь разогнали за неделю, а последняя служба перед разгоном была под праздник Рождества Богородицы 21 сентября. Сдесь же дивеевские сестры прощались, кланяясь друг другу в ноги и плача. На улицу их не выкинули, но условия поставили такие, что сама уйдешь: монашескую одежду не носить, в альтерных мастерских иконы снять, вместо них повесить портреты В.И. Ленина. В тот год в Дивееве жили в ссылке два владыки: епископ Серафим Звездинский и Архиепископ Зиновий Тамбовский. И они сказали сестрам: "Монашество с вас не снимаем: хоть и в миру, но монашество свое берегите. Теперь каждой из вас поднесена чаша, и кто как примет её: кто только к губам поднесет, кто лишь отхлебнет, а кто и до дна выпьет".

      Икона Богоматери Умиление «Радуйся, Невесто Неневестная» передает образ Богородицы до рождения Иисуса Христа, но уже после Благовещения, когда Дух Святой снизошел к Деве Марии. Поэтому образ светится особой нежностью и теплом. Она считается «женской», так как она предназначена для обращения к Богоматери именно женщинам, затрагивая самые светлые романтично-невинные струны их души. Молитва перед образом Богородицы «Радуйся, невесто неневестная» помогает в появлении детей (зачатии и родах). Особенно хорошо иметь этот образ девочкам и девушкам, начиная с 10 и до 30 лет. Перед ней молятся о благополучном «прохождении» трудностей подросткового возраста, о сохранении внутренней чистоты и целомудрия. Празднование иконе Божией Матери «Умиление» Серафимо-Дивеевской совершается 1 августа/19 июля и 28 июля/10 августа.

( http://otvet.mail.ru)

Мастер-класс

Эта икона выполнена на стекле (с обеих сторон) и на картоне.

Что для работы нужно:

  • Самое первое и главное - получить благословение в церкви на работу. Это обязательно!!! 
  • Рамка (на ваш вкус) со стеклом
  • Контуры по стеклу и керамике
  • акриловые краски по стеклу и керамике
  • кисти (синтетика, можно "белка" или "колонок")
  • Качественная цветная ксерокопия иконы
  • Спирт или моющее средство для посуды для обезжиривания стекла

Перед началом работы обезжириваем стекло. Делается это просто. Поскольку спирт купить где-либо сейчас проблема, то для обезжиривания я использую самое обычное средство для мытья посуды ( "FAIRY",  "AOS",  очиститель LOC -продукт от Amway и т.д.). Тщательно ополаскиваю стекло и оставляю на некоторое время сохнуть.

Пока стекло сохнет, занимаюсь фоном и ксерокопией.

Ксерокопия должна быть чёткой, качественной, цветной и соответствовать размеру выбранной рамки.

Аккуратно вырезаем изображение рук и лица (это называется "личное"). Я это делаю с помощью маникюрных ножниц. Оставшаяся часть ксерокопии будет служить шаблоном, основой, по которой будет выполняться роспись.

 Практически в каждой рамке стекло страхуется картоном, достаточно плотным, нейтрального цвета (серый, бежевый). Этот картон будем использовать в качестве основы для фона. Переносим силуэт Богородицы на картон. Делаем фон золотого цвета с помощью акриловой краски. Воды много не берём, а то картон поведёт.

Первый слой краски, как правило, частично впитывается поверхностью картона. Второй слой наносим на хорошо просушенную поверхность. Используем разные оттенки золота и белую перламутровую краску под покрывало.

Если вдруг картон при высыхании начинает как бы сворачиваться, увлажните его с обратной стороны с помощью пульверизатора и оставьте на некоторое время. Картон распрямится.

Теперь работаем на стекле. Ксерокопию закрепляем под стеклом. Там же, с обратной стороны стекла закрепляем лицо и руки, т.е. они будут под стеклом. Одежду Богородицы будем выполнять с помощью точек, нанесённых контурами разного цвета по внешней поверхности стекла. Исползуем цвета меди, бронзы, золота. Не плохо бы использовать контуры разных фирм, тогда один и тот же цвет будет иметь разные оттенки, таким образом, у нас будет возможность немного расширить цветовую палитру.

Сначала наносим точки по контуру, выделяем основные наиболее крупные складки одежды.

Ксерокопию держать всё время под стеклом не стоит, так как на её фоне точки теряются и роспись может лечь неравномерно. Выкладывайте периодически стекло на тёмную основу, работать будет легче и все огрехи станут хорошо заметными и их легко будет убрать.

Стекло за счёт своей толщины даёт приломление, поэтому во время работы старайтесь держать его под одним и тем же углом, иначе рисунок может получиться смещённым.

Точки располагаем где-то густо, а где-то не очень. Самые тёмные места делаем чёрным контуром.

Одежда Богородицы, практически, готова. Остаются декоративные детали: манжеты, ворот, покрывало на голове.

Звёзды делаем точками разного размера контуром "светлое серебро". Оно очень нежное, перламутровое...Напоминает жемчуг...

Расписываем покрывало на голову. Здесь, на ксерокопии хорошо видно, что точки нужно будет делать разного размера, используя контур "серебро" разных оттенков.

Сначала наносим жемчужины, используя контур "светлое серебро".

Далее наносим точки разного размера, используя оттенки серебра.

Предварительный просмотр изображения на фоне столешницы.

Так выглядит работа с обратной стороны стекла. Покрывало выглядит несколько мрачновато. Делаем следующее...

На картоне под покрывало мы сделали белый перламутровый фон, а вот на стеле делаем как бы подложку, для этого используем синюю акриловую краску. Наносим тонким слоем.

Контуры короны переносим на картон с помощью копирки жёлтого цвета или делаем трафарет и наносим по его контуру точки. Это как удобнее и привычнее. Я это делаю с помощью копировальной бумаги, линии при этом делаю тонкие-тонкие.

По углам на картоне делаем знаки Пресвятой Богородицы.

Тряпочкой из микрофибры тщательно протираем стекло с двух сторон после того, как высохнут все точки и краска.  Закрепляем всё в рамку. Работа готова.

Икона поднесена в дар монастырю им. Параскевы Пятницы.

Важно! Оставшуюся ксерокопию не выбрасывать в мысор! Сжечь!